Вы на странице Воробьевой Елены Олеговны назад на кафедру

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД    Презентация

Тверской  лицей как базовая школа города будет работать по ФГОС ООО в полном объеме третий год (5-7 классы), однако элементы, отдельные формы и методы, в том числе проектная деятельность, давно и результативно используются нашими учителями как на уроках, так и во внеклассной работе. Об этом свидетельствуют успехи лицеистов на олимпиадах, творческих конкурсах от муниципального до международного уровней. 

Особенно актуальна  данная тема  в условиях введения Федеральных образовательных стандартов основного общего образования, в которых обозначена необходимость создания условий для овладения  учащимися универсальных учебных действий, в частности коммуникативных. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход, а реализуется он через проектную деятельность как наиболее эффективную. Таким образом, все это  логично вписывается в структуру ФГОС ООО и полностью соответствует заложенным в нем положениям.

 Коммуникативные универсальные действия обеспечивают сознательную ориентацию на позицию всех участников образовательного процесса еще на самом раннем этапе планирования учебного взаимодействия с учителем и сверстниками, установления  контактов, определения критериев, которым должен удовлетворять итоговый продукт. Уже непосредственно в процессе работы возникает необходимость  распределения работы и ролей в группе, организации сотрудничества в поиске информации и использовании различных ее источников, участия в коллективном обсуждении материала и возникающих проблем. При этом обучающимся необходимо выбирать стратегии коммуникации, договариваться друг с другом, согласовывать свои действия в процессе работы, сравнивать разные точки зрения для того, чтобы принимать решения, выбирать самый верный, рациональный или, наоборот, самый  оригинальный подход, учитывать позицию другого и уметь согласовывать свои действия как с личным планом, так и с действиями других учащихся. В результате приобретается опыт регуляции собственного поведения, разрешения конфликтов,  формируется умение убеждать других в собственной правоте или уступать, если предложенный вариант лучше. В ситуации «дефицита» информации или способа действий учащиеся  обращаются за помощью к учителю или иным возможным консультантам (чаще взрослым – библиотекарю, родителям и т.д.), что тоже является важным коммуникативным умением.

Наконец, очень важными являются умения, непосредственно связанные с филологией, – достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; отбор адекватных языковых средств для выражения своих чувств, взглядов, конструктивных пожеланий, замечаний – то есть владение  монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Умение произвольно строить свою речь с учетом целей коммуникации и использовать аудиовизуальные средства, кроме того, реализует защита проекта перед аудиторией. Нельзя недооценить и последний этап проектной деятельности – рефлексию, контрольно-оценочную деятельность. В ее процессе учащиеся анализируют свою работу, вклад каждого в общее дело, возникшие трудности, высказывают оценку (похвалу, одобрение, пожелания) чужой работе.

С приоритетом развития коммуникации  и ценностно-смысловой сферы обучающихся напрямую связан наш учебный предмет «Литература». Работа с текстом открывает возможности для самоопределения на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений, нравственно-этического оценивания действий персонажей, внутреннего диалога с ними. Для воссоздания картины событий и поступков персонажей, адекватного понимания контекстной речи, умения извлекать из текста всю информацию, как явную, так и скрытую, необходимо организовывать разнообразную проектную деятельность.

Вариантов организации проектной деятельности много. Она может различаться по срокам: краткосрочный проект рассчитан на урок или его часть, долгосрочный может растянуться на весь учебный год. Можно использовать внеурочное время для подготовительной работы, проводимой  как дома, так и в школе, и тем самым сэкономить время на уроке. Чтобы избежать однообразия, и формы желательно использовать разные. Это могут быть мини-проекты для каждого учащегося или малой группы в 2-3 человека по отдельному автору, произведению в рамках работы по одной большой, многочасовой теме. Так, в рамках проекта учащиеся могут рассматривать отдельные программные вопросы, анализировать сквозные темы и проблемы литературы, сравнивать книги и  экранизации, искать интересные факты об авторах, книгах, героях произведений, их прототипах, проводить мини-исследования. Большой интерес у лицеистов разного возраста вызвали межпредметные проекты, связанные с составлением лингвистического, исторического, культуроведческого комментария к изучаемым произведениям, необходимость и польза которого связана с быстрым изменением окружающего мира и непониманием учащимися отдельных слов и явлений.

Для подобных проектов, кроме того,  удобно брать темы обзорного характера, а также такие, на изучение которых выделяется мало учебного времени или вовсе выходящие за рамки программы, например, «Поэты Серебряного века», «Зарубежная приключенческая литература 19 века», «Поэты 20 века о Родине». Это может быть групповая работа над совершенно разными проектами с защитой, растянутой во времени (группы выбирают произведения разных авторов и предъявляют результаты своей работы тогда, когда подойдет время их изучения на уроке), или работа разных групп над одинаковыми проектами.

Занимаясь организацией проектной деятельности учащихся, педагогу нужно учитывать и продумывать многие важные моменты: разделение учащихся по группам, правильное распределение функций и ролей между членами группы, организацию их взаимодействия, определение критериев оценки работы, организацию защиты и рефлексии. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос,  уважение к чужим ошибкам, осознание ответственности за всю работу, взаимоконтроль и взаимопомощь,  умение договариваться, убеждать и уступать по ходу выполнения задания,  способность видеть и  недочеты, и  положительные стороны работ, соблюдение правил ведения дискуссии и беседы помогут не только сохранить доброжелательные отношения между всеми участниками образовательного процесса, но и  развить необходимые коммуникативные УУД.