Модель профориентационной деятельности психолога

в рамках психологического сопровождения профильного обучения в МОУ «Тверской лицей»

 

        Профориентационная работа осуществляется  как в форме профдиагностики, так и в форме профпросвещения, т.е. инфорормирования учащихся о различных видах профессиональной деятельности. Подросткам  необходимо сообщать определенные знания о профессиях; раскрывать их социальные, экономические и психологические стороны; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы во многом зависит от умения   связать профориентационный материал с личными потребностями и предпочтениями учащихся, сформировать положительное отношение школьников к тому или иному виду деятельности.

         Здесь хорошо работают такие формы профориентационной деятельности (совместно  классными руководителями) как организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии.

         Как показывает опыт, важным звеном в профориентационной работе   является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания, например - непонимание родителями своих задач в отношении взрослеющих детей, их склонность к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей получения дальнейшего образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и их родителей. Как отмечает И.С. Кон, попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать.

      Представления родителей о “правильном” выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на “престижности” той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Им не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, но еще и передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым они не следуют сами и не всегда могут полностью их принять. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.)

Формирование профессиональных намерений школьников, как уже говорилось, проходит несколько этапов.                                                                                           

Первый этап (до 7 класса включительно) — это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, знакомых учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Этот этап также характеризуется неадекватным, часто неопределенным, ситуативным представлением о собственных ресурсах и возможностях их развития. Первичный выбор профессии характерен для учащихся младшего возраста, когда отсутствуют выраженные интересы и склонности, происходит легкая смена интересов, не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки, хотя уже от девятиклассников социальная ситуация требует конкретного решения о выборе своего жизненного пути.                                                                                                    Следующий этап (8-11кл.) называется этапом профессионального самоопределения и здесь учащийся должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов. Теперь школьник должен совершить выбор профессии, оценить с этой позиции школьные дисциплины, стремясь отдать больше времени и сил тем, которые соотносимы с будущей профессией.                                                                                      Проблема выбора профессии является непростым испытанием для учащихся 8–9 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьезный шаг. Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника. Исследования мотивов и особенностей умения делать выбор профиля и будущей профессии, проведенные в России, показали, что преобладающей мотивацией при выборе профиля в старших классах и будущей профессии является социально положительный мотив — почти половина учащихся выбирают его как значимый. Это означает, что внутренние механизмы, движущие силы (внутренняя мотивация) на момент исследования сформированы слабо. Большое влияние на выбор профиля оказывает мнение друзей и родителей, а не понимание собственных личностных особенностей, интересов и способностей. При этом потребность в определении своих интересов, способностей и направленности личности у учащихся достаточно велика.                   Как отмечает Е. А. Климов, “выбор профессии, как и любая ситуация, связанная с умением делать выбор, является сложным образованием в структуре личности. Компоненты, выступающие в качестве факторов  — движущих сил профессионального самоопределения, находятся в тесной связи и взаимовлиянии друг на друга. Умение принимать решения и делать выбор требует от человека определенного уровня зрелости».

А. П. Чернявская выделяет следующие параметры профессиональной зрелости личности человека

  • автономность;
  • информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
  • умение принимать решения;
  • умение планировать свою профессиональную жизнь;
  • эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения

Автономность личности определя­ется умением вычленить себя из мира окружающих людей, умением отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, пониманием целостности своей личности, стремлением к само­реали­зации, уровнем реализма в при­нятии карьерных решений. Обретение автономности представляет собой процесс взросления, который может нанести ущерб в случае отсутствия адаптационных ресурсов личности. Речь идет о такой ситуации, когда профильное обучение начинается без предварительной подготовки учащихся, и переформирование классов или переход в другую школу вынуждает подростка ориентироваться на новую социальную ситуацию и систему межличностного взаимодействия. Зачастую оказывается, что подросток лишается постоянного общения со своими друзьями, выбравшими другой профиль, что также снижает адаптивные возможности. Таким образом, работа  по развитию самосознания, целеполаганию и принятию решений более чем уместна в 8-9 классах.

Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет и цели труда, уметь выделять, понимать основные требования профессии к человеку, как и где получать выбранную профессию, перспективы профессионального роста. Широкая информационная готовность к профессиональному выбору включает в себя информированность:

  • о возможных способах получения желаемого образования после школы
  • об усилиях, которые потребуются приложить для его получения
  • о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования
  • о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию
  • о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности
  • о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (например, востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, оплате труда, возможностям для личностного роста и карьеры и др.)
  • о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность

Такого рода информирование скорее является аспектом деятельности социального педагога, классных руководителей, организаторов воспитательной работы. Тем не менее, часть информационной работы с родителями может взять на себя психолог: возрастные особенности учащихся, проблемы совершения выбора личностью, особенности взаимодействия со своими детьми во время разного рода испытаний – экзаменов, конкурсных отборов, переживании неудач.

Зрелость предполагает также наличие практической и мотивационно-ценностной готовности человека к выбору. Практическая готовность включает в себя:

  • владение выпускниками школы уме­ниями делать выбор дальнейшего спо­соба получения образования
  • наличие у школьников практических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения после школы в избранном направлении.

Умение делать выбор предполагает наличие у школьника нескольких умений, включающих:

  • выделение альтернатив получения об­разования, соответствующих собствен­ным потребностям и возможностям
  • оценку их преимуществ и недостатков
  • выбор из имеющихся вариантов наилучшего

Мотивационно-ценностная или психологическая готовность включает

  • сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным спо­собностям и возможностям получить желаемое образование
  • наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией. )

     Зрелый выбор, в отличие от романтического или случайного, предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы и верно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения.

      Работу по формированию навыков целеполагания, совершения осознанного выбора, активное и систематизированное знакомство учащихся среднего звена (6-8 классы) с миром профессий, знакомство со специфическими качествами и умениями той или иной профессии  осуществляется через классные часы, факультативы по психологии, на которых используется  богатый арсенал игр, тренинговых занятий, публикуемых сегодня в периодической печати.

        Задача предпрофильной подготовки в лицее, на наш взгляд, состоит, прежде всего, в активизации позиции ученика, в осознании своих возможностей и формировании ответственности за свое будущее. Поэтому, начиная с момента поступления учащихся в 8 класс, мы проводим пропедевтические мероприятия по их первичной профориентации. С этой целью осуществляется, например, психодиагностическое обследование с использованием экспресс-варианта методики  Р.Амтхауэра, которая  как уже говорилось, позволяет определить не только уровень, но и структуру интеллектуальных способностей учащихся, в частности доминирование либо гуманитарного, либо математического, либо пространственного типов интеллекта. Удобство использования этой методики заключается в том, что она проста по   процедуре проведения, проходит в течение 45 минут и имеет три формы, предназначенных  для разных возрастных групп школьников. Это позволяет проводить лонгитюдные (повторные)  исследования в течение всего периода обучения подростков в лицее, осуществляя мониторинг развития интеллектуальных способностей и сопоставляя их с успешностью обучения.

     Кроме того, на протяжении обучения в 8 классе, осуществляется комплексное обследование личностных особенностей школьников, по результатам которого проводится индивидуальное консультирование учащихся, основной целью которого является оказание помощи в осознании ребенком  своих  индивидуальных особенностей и  планировании индивидуальной траектории личностного и профессионального  самоопределения.                                                                           

В 8-9 классах профориентационная  работа ориентирована на допрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, основанных на психодиагностических исследованиях. Обычно применяются анкеты, беседы, сочинения, комплексы психодиагностических методик, например, «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности», разработанная Т. В. Малиной на базе подросткового варианта опросника Айзенка, ДДО, «Методика исследования социальной направленности личности» Д. Голланда, «Карта интересов» Е. Климова, компьютерная программа «Профи» и др. Все они могут помочь учащемуся сориентироваться в своих желаниях, возможностях, склонностях. Инструмент мониторинга умственного развития школьников — адаптированный вариант методики Р. Амтхауэра — позволяет отслеживать процесс формирования различных умственных действий в целом, сформированность отдельных мыслительных операций, уровень владения программными понятиями в естественнонаучной, физико-математической, общественно-гуманитарной областях знания. Возможно сочетание этой методики с «Картой интересов» Голомштока, которая диагностирует интересы в большом числе сфер учебной, познавательной, общественной и других видов деятельности.

        Старшим подросткам (учащимся 9-х классов) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. При этом налицо парадокс: с одной стороны современным короткоживущим профессиям необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе и поэтому выбор должен быть совершен быстро, с другой стороны — этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным. Подросток, оказавшийся под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Поэтому разработчики системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. В 9-10 классах можно говорить об углубленной профориентационной работе, основывающейся на результатах диагностики. Здесь важно владеть  приемами профконсультирования. При этом, планируя психологическую работу по сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, целесообразно учитывать широкий круг специалистов и учреждений  города, способных включиться в совместную деятельность. Диагностическая часть психологического сопровождения учащихся профильных классов  заключаеться в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике СПК в классах, диагностике уровня удовлетворенности организацией учебного процесса. Некоторым учащимся  требется психологическая помощь в ситуации неопределенности или переосмысления выбора, несоответствия выбранного профиля собственным ожиданиям. Такие проблемы  решаются в процессе психологического консультирования.

      В 9 классе проводится уже более углубленная и специализированная профориентационная  работа с учащимися. Во-первых, это групповая и индивидуальная профдиагностика. И если для первой мы используем уже названные методики Голланда, Голомштока, Климова и др.,  и то для второй применяем  методику «Профориентатор-2», разработанную лабораторией психодиагностики МГУ под руководством Александра Георгиевича Шмелева. 

(На  особенностях этой методики хотелось бы остановиться более подробно, т.к. мы используем ее повторно (в случае необходимости) и в старших профильных  классах.

    Профессиональное самоопределение (а выбор профиля обучения, как мы уже говорили, во многом таковым и является) это, по сути, ответ на три главных вопроса: «Чего я хочу?», «Чего я могу?»,  «Где бы я хотел реализовать себя?». Ответы на эти вопросы и может дать эта методика.

     Она включает в себя  три блока шкал. Первый блок измеряет интересы и склонности школьников. Здесь выделены следующие шкалы: техника, наука, искусство, общение, бизнес, знак, природа, риск.

   Второй блок измеряет структуру и уровень интеллекта. Здесь выявляется уровень способности к вычислениям,  развития лексических способностей, эрудиции, зрительной и абстрактной логики, способности к концентрации внимания.

    Третий блок содержит  личностные характеристики, составляющие четыре полярные пары:

      застенчивость – активность;

      независимость – согласие;

      непоседливость – самоконтроль;

      чувствительность – эмоциональная стабильность.

     Далее, в зависимости от полученных результатов, обследуемому предлагается 4 списка профессий (современных и востребованных на рынке труда), которые соответствуют его интересам, способностям, личностным качествам и всем трем группам критериев в общем. Коэффициент сходства показывает насколько идеальный профиль этой профессии близок индивидуальному профилю школьника.)

      После проведения  компьютерного тестирования по данной методике идет индивидуальное консультирование, с подробной интерпретацией результатов как для учащегося, так и для его родителей, которые тоже приглашаются на консультирование.  В ходе профконсультации даются также рекомендации по личностному развитию и выбору профессии.  Все вышеперечисленное  позволяет выстраивать индивидуальную траекторию продвижения учащегося к окончательному профессиональному выбору.

      Для учащихся 9-10 классов нами также разработан элективный курс «Психологические основы выбора профессии» (см. Приложение), в котором дается информация о мире профессий, реальной ситуации на рынке труда. В ходе занятий школьники получают возможность оценить у себя те личностные качества и особенности, которые важны для достижения успеха в разных видах деятельности. В проведении этого курса широко используются методы психологической диагонстики и самонаблюдения, групповой дискуссии,  игровые и тренинговые формы занятий.

      Основной проблемой непосредственно профильного обучения в десятой параллели является, на наш взгляд, адаптация к обучению в том или ином профильном классе,  которая включает в себя как вхождение в систему специализированного обучения, так и адаптацию к новому классному коллективу. Поэтому на этом этапе мы отслеживаем как процесс протекания адаптации в каждом классном коллективе в целом (через анкетирование по проблемам адаптации, диагностику уровня тревожности, структуры мотивации учащихся, социометрические исследования), так и трудности,  возникающие у отдельных учащихся. Акцент делается не только на диагностику, но и на собеседования с классными руководителями, учителями, работающими в параллели, родителями десятиклассников, а также на индивидуальную работу с теми учащимися, которые испытывают проблемы в адаптации к профильному обучению.

     Для таких учащихся предусмотрена индивидуальная работа, в процессе которой проводится углубленная психодиагностика по сформированному,  исходя из запроса учащегося, его родителей, классного руководителя, пакету методик, По результатам диагностики создается индивидуальная программа дальнейшего сопровождения школьника с привлечением в случае необходимости  всех заинтересованных лиц.

        Кроме того, для учащихся 10-11 классов разработан  элективный курс  «Психология  межличностного общения», который, как и курс «Психологические основы выбора профессии»,  практикоориентирован. Данный курс позволяет поднять уровень коммуникативной компетентности, к  развитию которой предъявляются серьезные требования во многих профессиях популярных и востребованных на современном рынке труда.

     

В заключении  моего выступления необходимо отметить, что:

  

1. Профильное обучение, является одной из форм дифференцированного образования, которая позволяет организовать обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей школьников, что обусловливает необходимость психологического сопровождения развития личности учащихся на этапе профессионального выбора и выбора профиля обучения.

2. Психологическое сопровождение развития личности учащихся - это один из видов профессиональной деятельности психолога, направленный на создание психолого-педагогических условий для успешного освоения всех  пространств функционирования личности.

 

3. Основанием для развертывания реальной работы с учащимися, направленной на содействие развитию личности в условиях профильного обучения, может стать разработанная модель психологического сопровождения, предполагающая стимулирование процесса самоопределения и самореализации учащихся.

 

4. Критериями эффективности программы психологического сопровождения личностного развития учащихся в условия профильного обучения, на наш взгляд, являются: осознанность выборов профиля обучения, структурные изменения мотивации к обучению, снижение школьной утомляемости и тревожности, повышение успешности обучения и формирование позитивного образа будущей профессиональной деятельности.          

 

Показателем результативности данной деятельности, по нашему мнению,  может служить связь выбора выпускниками лицея  направления  получения среднего и высшего профессионального образования в вузах и техникумах с профилем обучения в 10-11 классах. По итогам 2007-08 учебного года мы получили следующую картину: выбранное направление профессионального образования совпало с профилем обучения в старших классах у

-   88 %  выпускников класса  социально-гуманитарного профиля;

-  96 %  обучавшихся в классе технического профиля;

-  92 % одиннадцатиклассников  класса естественно-научного профиля;

- 96%  учащихся классов социально-экономического профиля.

    Важно также отметить, что, на наш взгляд, в перспективе необходимой и своевременной наряду с профориентационной деятельностью является аналитическая и исследовательская  работа по изучению влияния профильного обучения на психологическую безопасность образовательной среды и ее здоровьесберегающих ресурсов. Решение данной задачи является не только актуальным на сегодняшний день, но и необходимым, так как требования к школьникам, обучающимся в профильных классах возрастают, увеличиваются и нагрузки, что не может не сказываться на психологическом  самочувствии старшеклассников, их психическом здоровье.   

   Таким образом, мониторинговые мероприятия позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся; профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях; психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности за совершаемый выбор. Профконсультирование и возрастно-психологическое консультирование направлены на формирование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.)