На этой странице вы найдете методические разработки учителя химии и биологии Шкляевой Елены Борисовны 
Программа элективного курса по химии  для 11 класса "Озадаченная химия"

Программа факультативного курса для 8 класса "Решение задач"

Материалы по краеведению:  Планирование курса "Краеведение"         Программа курса"Краеведение" 6 класс(68 часов)

Открытый урок по теме "Коррозия металлов" 9 класс  скачать ,  Презентация к уроку "Урок-путешествие в "Царство рыжего дьявола"" скачать


Материалы экологического воспитания:  
  1.       Выступление на пед.совете скачать        
  2.       Презентация "Экологическое образование на уроках химии" скачать


Программа элективного курса для 11 класса (предмет химия) 

"Озадаченная химия"

Пояснительная записка

Программа элективного курса имеет естественно-научную направленность, она предназначена для дополнительного изучения химии, как на базовом, так и на профильном уровне.

Актуальность элективного курса состоит в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и, что особенно важно, практических задач по химии.

Программа ориентирована на учащихся 11-х классов, количество детей в группе - 12-15 че­ловек. Реализация программы предполагает проведение дополнительных занятий: 1 ч в неделю, в год 34 ч.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из важнейших приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учеб­ного материала и вырабатывается умение самостоятельного осмысления и применения приобре­тенных знаний.

Программа элективного курса имеет профессиональную направленность. Ученику, избравшему химическую специальность, она поможет овладеть в совершенстве необходимыми приемами умствен­ной деятельности, развить творческое мышление. Для тех, кто сможет овладеть содержанием данной программы, решение задач не будет вызывать особых трудностей. Процесс решения станет увлека­тельным и будет приносить удовлетворение. Ученику на базовом уровне она поможет ликвидировать пробелы в знаниях.


Решение задач по химии

Факультативный курс для учеников 8-х классов

Чтобы научить решать задачи, надо их решать.

 Д. Пойла

Пояснительная записка

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого идет более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний. Чтобы научиться химии, систематическое изучение известных истин химической науки должно сочетаться с самостоятельным поиском решения сначала малых, а затем больших проблем. Важным компонентом этого процесса является умение решать расчетные задачи. Без практического решения задач знания учащихся бывают сильно формализованы, поэтому данному элементу обучения следует уделять особое внимание. При сдаче вступительных экзаменов в вузы, техникумы, училища умение решать задачи часто является решающим фактором.

К сожалению, решению расчетных задач не всегда уделяется достаточное внимание па уроках химии в школе. Причин этому много, но главная причина на сегодняшний день - отсутствие времени при переходе в 8-х классах на 2 часа в неделю. Помочь решить эту проблему может факультативный курс по решению задач. В 8-х классах он занимает 1 час в неделю, и 2 часа в неделю для осуществления подготовки учащихся к вступительным экзаменам в вузы, при этом в тематическом планировании количество часов на отдельную тему удваивается.

В качестве пособия рекомендуется «Сборник  задач по химии - для средней школы» И.Г. Хомченко (1).

Вместе с тем при подготовке к занятиям учителю необходимо подбирать задачи самому. Теоретический материал в рамках программы не рассматривается, лишь приводятся основные понятия курса, которые необходимы для решения задач. В программе сохранена преемственность с основным курсом химии. Основное место в программе факультативного курса уделено решению расчетных задач, но вместе с тем присутствуют качественные и экспериментальные задачи.

К программе прилагается теория учебных задач, позволяющая дифференцировать как качественные, так и расчетные задачи, а также примеры правильного оформления задач.

Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развить это умение можно только одним путем - постоянно, систематически решать задачи. Не следует забывать, что решение расчетных задач должно содействовать глубокому пониманию химических процессов и не является самоцелью.


День Земли (выставка)


    


Урок – путешествие

 «В царстве «Рыжего дьявола»

Коррозия металлов. Защита от коррозии. 9 класс.

 

Девиз урока: «Знать — значит победить!» (академик А. Н. Несмеянов).

 

Ход урока

Слайд 1.

Учитель. Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит трудная задача: путешествие по царству «Рыжего дьявола». «Рыжий дьявол» — это давний и опасный враг большинства применяемых в технике и быту металлов. Днем и ночью ведет он наступление на позиции металлов по всему фронту. Коварство этого извечного врага в том, что, невидимый, он остается всегда целым и невредимым, а металлы и сплавы несут огромные потери. Ну как, догадались, что это за враг?

Ученики. Это коррозия.

Учитель. Совершенно верно. Итак, мы знаем, кто скрывается под именем «Рыжий дьявол». И чтобы победить этого врага, мы с вами должны проникнуть во все его тайны. Ведь не случайно эпиграфом к нашему уроку выбрано высказывание академика Несмеянова: «Знать — значит победить!» Мы должны все узнать о коррозии, чтобы уметь с нею бороться.

Прослышав про наше путешествие, «Рыжий дьявол» прислал нам послание.

(Достает из конверта письмо)

Послание «Рыжего дьявола»:

«Узнал о том, что вы собираетесь со мной бороться! И даже осмелитесь меня победить? Да знаете ли вы, что, по подсчетам экономистов, ущерб, наносимый мною, во много раз превышает даже потери от такого страшного стихийного бедствия, как пожары?! Да это и неудивительно: ведь огонь буйствует сравнительно редко, а я-то действую постоянно, ни на один час, ни на одно мгновение не прекращая свою подрывную деятельность. Я держу в страхе металлы и сплавы всего мира. Примерно до 15% всех производимых в мире металлов — это 20 млн т — становятся ежегодно моими жертвами. Я их уничтожаю! Существенные убытки я причиняю даже косвенно. Вспомните хотя бы утечку нефти или газа из съеденного мною трубопровода. Я досрочно вывожу из строя детали, оборудование и целые сооружения. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас знаний и смелости? Ведь даже проникнуть в мое царство сможет только тот, кто правильно начертит ключ-пропуск»

Учитель. Ключ-пропуск, ребята, — это наши знания. Давайте-ка попробуем справиться с этим заданием. Выполним графический диктант по вариантам.

Задание. На столах лежат заранее приготовленные листочки с начерченной прямой, разделенной на 11 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта. Отметить шалашиком «/\» на отрезке номер положения, которое считается верным, с которым согласны.

I  вариант все положения диктанта рассматривает применительно к калию (К).

II вариант все положения рассматривает применительно к меди (Сu).

Графический диктант

1.Это активный, щелочной металл.

2.Этот металл занимает 2-е место по электропроводности.

3.Это самый мягкий металл.

4.Этот металл входит в состав сплава бронзы.

5.   На внешнем электронном уровне этого металла один электрон.

6. Этот металл легко вытесняет железо из растворов его солей.

7. В реакциях с галогенами выступает в роли окислителя.

8.Этот металл можно получить путем электролиза раствора его соли.

9.Этот металл можно получить путем электролиза расплава его соли.

10.При хранении на открытом воздухе металл окисляется.

11.Раствор соли этого металла используется для борьбы с вредителями сада.