Городской семинар учителей
– историков Скачать весь документ здесь
Дата проведения: 2 ноября
2009 года
Место проведения: МОУ
«Тверской лицей»
Исполнитель: кафедра
истории МОУ «Тверской лицей». Зав. кафедрой Бурова Т.А.
Тема: Фундаментальность исторического образования в рамках
цифровых образовательных ресурсов в МОУ
«Тверской лицей»
Стабилизация экономической
и социально-политической ситуации позволяет по-новому формулировать задачи
общественных наук в России. Период освоения и популяризации западного знания -
время "догоняющего интеллектуального развития в российских общественных
науках" - закончился. Приоритетом современного этапа общественных наук
должно быть производство теоретических обобщений на базе анализа реального
опыта российской жизни после 1991 года в контексте глобальных тенденций
мирового развития.
Назрела потребность в обновлении методологии общественно-научных исследований,
в создании новой методологической парадигмы. После окончания Второй мировой
войны эта парадигма выражалась в концепции модернизации. Ее последний всплеск
дал идею глобальной демократизации, которая доминировала в общественных науках
до конца ХХ века. Однако сейчас ясно, что нет единой модели развития для всех
стран и народов. Его траектории разнонаправлены. Эта реальность пока не
получила своего осмысления и концептуального оформления.
Сегодня научная революция во взглядах на устройство человеческого общества
вступает в новую фазу. При этом не определено, где и какими силами удастся
добиться прорыва. В этом смысле у нашей страны есть хорошие перспективы. Важна
синергия взаимодействия математики, экополитики, социологии, философии и
историко-политических исследований, которая способна вывести на новые модели
изучения общественной жизни.
Среди отдельных направлений общественно-политического знания огромное значение
имеет социология. Это инструмент диагностики состояния общества и выявления его
колебаний. Особенно важны социологические исследования, сориентированные на
изучение российской конкретики.
Растет значение междисциплинарного блока исследований теории модернизации
(социология, востоковедение, политология, история, экономика). Однако нельзя,
как в 1990-х годах, свести дело к изучению одной только либерализации и
демократизации как инструмента модернизации - причем на базе зарубежных теорий.
Сегодня "нерв" исследований модернизации - вопрос о формировании в
незападных ареалах мира (от Северной Африки до Восточной Азии) собственных
жизнеспособных моделей государственного устройства. В рамках этих
"странных на вкус" западного обозревателя моделей удается сочетать, с
одной стороны, сугубо местные традиции общественного и государственного
управления, с другой - достаточно мощные стимулы движения в русле постепенного
расширения демократических составляющих.
Такая постановка вопроса резко расширяет простор для теоретического осмысления
опыта демократии в России, позволяя поместить его в адекватный концептуальный
контекст, выйти за рамки убогих "указаний" на соответствие или
несоответствие российской политической действительности "нормам"
демократии в США, Франции или других западных странах.
Увлекательные и сложные задачи вырисовываются перед историческими науками.
Остается актуальнейшим вопрос о выработке оптимальной версии реконструкции
отечественной истории, свободной от примитивностей как ура-патриотического, так
и нигилистического характера. Научно обоснованная история России должна стать
интегратором нашего общества, а исторический опыт - источником энергии для
развития России.