Городской семинар учителей – историков   Скачать весь документ здесь                  

Дата проведения: 2 ноября 2009 года

Место проведения: МОУ «Тверской лицей»

Исполнитель: кафедра истории МОУ «Тверской лицей». Зав. кафедрой Бурова Т.А.

Тема: Фундаментальность исторического образования в рамках цифровых образовательных ресурсов  в МОУ «Тверской лицей»

Стабилизация экономической и социально-политической ситуации позволяет по-новому формулировать задачи общественных наук в России. Период освоения и популяризации западного знания - время "догоняющего интеллектуального развития в российских общественных науках" - закончился. Приоритетом современного этапа общественных наук должно быть производство теоретических обобщений на базе анализа реального опыта российской жизни после 1991 года в контексте глобальных тенденций мирового развития.

Назрела потребность в обновлении методологии общественно-научных исследований, в создании новой методологической парадигмы. После окончания Второй мировой войны эта парадигма выражалась в концепции модернизации. Ее последний всплеск дал идею глобальной демократизации, которая доминировала в общественных науках до конца ХХ века. Однако сейчас ясно, что нет единой модели развития для всех стран и народов. Его траектории разнонаправлены. Эта реальность пока не получила своего осмысления и концептуального оформления.

Сегодня научная революция во взглядах на устройство человеческого общества вступает в новую фазу. При этом не определено, где и какими силами удастся добиться прорыва. В этом смысле у нашей страны есть хорошие перспективы. Важна синергия взаимодействия математики, экополитики, социологии, философии и историко-политических исследований, которая способна вывести на новые модели изучения общественной жизни.

Среди отдельных направлений общественно-политического знания огромное значение имеет социология. Это инструмент диагностики состояния общества и выявления его колебаний. Особенно важны социологические исследования, сориентированные на изучение российской конкретики.

Растет значение междисциплинарного блока исследований теории модернизации (социология, востоковедение, политология, история, экономика). Однако нельзя, как в 1990-х годах, свести дело к изучению одной только либерализации и демократизации как инструмента модернизации - причем на базе зарубежных теорий. Сегодня "нерв" исследований модернизации - вопрос о формировании в незападных ареалах мира (от Северной Африки до Восточной Азии) собственных жизнеспособных моделей государственного устройства. В рамках этих "странных на вкус" западного обозревателя моделей удается сочетать, с одной стороны, сугубо местные традиции общественного и государственного управления, с другой - достаточно мощные стимулы движения в русле постепенного расширения демократических составляющих.

Такая постановка вопроса резко расширяет простор для теоретического осмысления опыта демократии в России, позволяя поместить его в адекватный концептуальный контекст, выйти за рамки убогих "указаний" на соответствие или несоответствие российской политической действительности "нормам" демократии в США, Франции или других западных странах.

Увлекательные и сложные задачи вырисовываются перед историческими науками. Остается актуальнейшим вопрос о выработке оптимальной версии реконструкции отечественной истории, свободной от примитивностей как ура-патриотического, так и нигилистического характера. Научно обоснованная история России должна стать интегратором нашего общества, а исторический опыт - источником энергии для развития России.