На этой странице вы найдете работы учителя химии Капитоновой Нины Вениаминовны

1. Использование системы накопительного балла (см. ниже)
2. Три урока по теме "Металлы" в 11 профильном классе (см. ниже)

3. Открытый урок по теме: "Условия протекания реакций обмена в растворах до конца" Презентация урока
4. Авторская программа кружка "Цветоводство"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАКОПИТЕЛЬНОГО БАЛЛА
ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
 
Учитель химии МОУ «Тверской лицей» Капитонова Н.В.
 
(Основные положения по системе накопительного балла взяты из методического пособия:
С.А.Соколов, Т.И.Платонова «Изучение химии в 8 классе».Тверь-2003г.)
 
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАКОПИТЕЛЬНОГО БАЛЛА

Общие положения
Изучение химии как общеобразовательного предмета в школе является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче школьникам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применить теоретические знания на практике. При организации контроля результатов обучения деятельности учащихся необходимо определить уровень достижений каждого учащегося в соответствии с требованиями учебной программы и его успехи в развитии умственных способностей. Проверка и оценка знаний и умений учащихся является одним из важных аспектов процесса обучения, которые в значительной мере определяют качество всего учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя забывать о том, что проверка и оценка знания и умений выполняет не только функцию контроля, но имеет большую обучающую и воспитывающую функцию Она позволяет установить достоинства и недостатки в знаниях и умениях учащихся и на их основе управлять процессом, совершенствуя методы, формы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка знаний и умений позволяет уменьшить учебную нагрузку школьников, приучает избирательно относиться к изучаемому материалу, что разгружает его память от второстепенных сведений. В рамках здоровьесберегающего обучения в современной школе для полноты проверки знаний и умений учащихся, развития способностей, определения уровня достижений учащихся предлагается система накопительного балла (далее СНБ).
 Суть СНБ заключается в том, что в течение полугодия ученик за различные виды деятельности:
· устные ответы;
· решение задач;
· выполнение диагностических работ;
· практических работ;
· контрольных работ;
· выступление с докладами (или сообщениями);
· активную результативную работу на уроке – получает не оценку по 5-бальной системе, а определенное количество баллов, в зависимости от сложности вопроса и качества выполнения задания.
Оценочная деятельность учителя в СНБ.
Критерии оценки различных видов деятельности учащихся на уроке и дома.
1. Устный репродуктивный ответ учащихся у доски оценивается учителем от 0,5 до 2 баллов (0,5; 1; 1,5; 2) в зависимости от качества знаний (уровня подготовленности). Для проверки глубины знаний, сознательного восприятия изученного материала ученику задаются дополнительные вопросы (не более 2-х). При верном, грамотном ответе на них ученик получает третий балл, что соответствует максимальному количеству баллов за устный ответ. Ответ у доски происходит преимущественно на добровольной основе (по желанию ученика), что снимает психологическую напряженность учащихся. Но главное заключается в том, что при неудачном ответе ученика он не получает от учителя обычной неудовлетворительной оценки. Полностью исключается боязнь получить за ответ оценку «2». Неудовлетворительный ответ оценивается учителем в «0» баллов, что должно являться предостережением для учащегося, поводом для него более ответственно относиться к предмету.
2. Разноуровневые диагностические и контрольные работы включают в себя задания, позволяющие оценить знания учащихся в диапазоне количества баллов, определённых для данного вида работы (см. Приложение №1). Время проведения диагностических работ 15-20 мин., контрольной работы – 45 минут. Если у учащегося остается время, он может по желанию выполнить дополнительное задание, что приводит к накоплению дополнительного количества баллов (максимум – 2).
3. Тестовые задания контролирующего характера оцениваются согласно шкале, приведенной в книге: Е.В.Барковский, А.И.Врублевский «Тесты по химии».
4. Выполнение практических работ, и решение экспериментальных задач также оценивается максимально определённым количеством баллов (см. Приложение №1).
5. Доклады на определенную тему оцениваются максимально в 3 балла.
Диагностика
Максимальное количество баллов складывается из суммы максимальных баллов за каждый вид работы. В конце полугодия суммируются поурочные баллы набранные учеником и сравниваются с тем максимальным количеством баллов, которое возможно набрать в данном полугодии. Рассчитывается коэффициент по формуле:
(К%) Количество баллов, набранное учеником за полугодие х 100%
Максимально возможное количество баллов за полугодие.
Далее коэффициент переводится в обычную оценку.
 
Скачать весь материал и таблицу баллов для 11 класса


         Урок №1.   Тема урока: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ  МЕТАЛЛОВ.

Скачать весь материал здесь


Тип урока: Применение и совершенствования знаний.
Дидактическая цель урока: Повторить и систематизировать сведения об основных способах получения металлов в промышленности.
Задачи урока:
ОБУЧАЮЩИЕ - обеспечить усвоение понятий об основных способах получения металлов: пирометаллургии, гидрометаллургии и электролизе;
РАЗВИВАЮЩИЕ - развивать умение логически мыслить, - анализировать, делать обобщения и выводы, -  проводить сравнения;
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ - воспитывать умение находить главное, - способствовать развитию интереса к учебе.
Средства обучения:
ПРЕДМЕТНЫЕ: приборы для проведения ДО и ЛО, таблица растворимости, ряд стандартных электродных потенциалов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ: ДО «Восстановление меди их оксида меди (II) водородом», ЛО «Восстановление меди из раствора сульфата меди»         
ХОД УРОКА.  
УЭ – 0. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ..  
Учитель:  Я думаю, нет необходимости повторять, какую огромную роль играют металлы в жизни человека – об этом мы говорили с вами на прошлых уроках. А цель нашего урока сегодня – повторить и систематизировать знания об общих способах получения металлов в промышленности. Соответственно этому и тема на доске «Способы получения металлов». На столах у вас – методические рекомендации которые помогут вам успешно справиться с поставленной целью. Итак, только немногие металлы встречаются в свободном состоянии, и тогда они называются самородными. Золото и платина встречаются почти исключительно в самородном виде, серебро и медь – отчасти в самородном виде: иногда попадаются также самородные ртуть, олово и некоторые другие металлы. Огромное же большинство металлов, как вам известно, находится в природе в виде соединений с другими элементами, и для человека важно уметь получать эти металлы в чистом виде. 
 УЭ – 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.  
1.     Электрохимический ряд напряжений металлов.  На предыдущих уроках мы говорили об электрохимическом ряде напряжений металлов. Вспомните какие основные выводы об активности металлов можно сделать на основе изучения этого ряда?
Ожидаемые ответы: А). Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным восстановителем он является. Б). Каждый металл способен вытеснять (восстанавливать из растворов солей те металлы, которые в ряду напряжений металлов стоят после него (правее).  
Учитель: Итак, а теперь попробуем связать эти знания с нашей темой. Как вы считаете, связаны ли с активностью металлов нахождение их в природе в виде простых веществ (в самородном состоянии) или в виде соединений? Подумайте и сделайте вывод.
Ожидаемые ответы: Металлы, завершающие электрохимический ряд напряжений (золото, платина) – только в самородном виде. Более активные, чем золото и платина, но также стоящие в электрохимическом ряду после водорода, обычно встречаются в природе в виде соединений или в самородном виде (серебро, медь – часто, ртуть, олово – редко). Металлы, стоящие в ряду напряжения до водорода встречаются в природе только в виде соединений с другими элементами.
2.     Понятие «руды»; «металлургия». Вспомните, как называются минералы и горные породы, содержащие соединения металлов и пригодные для получения этих металлов промышленным путем. А какая наука и одноименная отрасль тяжелой промышленности занимается изучением процессов производства металлов из руд и получением металлов из сплавов?
3.     Понятия: ОВР, окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.
Теперь прочитайте методические указания и выполните предложенные задачи.