Вы на странице Сипович Елены Николаевны назад на кафедру

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ  Презентация

Основательные изменения, произошедшие в современном обществе, диктуют необходимость эффективного владения языком как средством коммуникации.

   Вопросы речевого развития, обогащения словарного запаса, формирование коммуникативной компетенции являются актуальными проблемами методики обучения русскому языку, так как  практика показывает,что речь учащихся развита в недостаточной степени, а словарный запас учащихся довольно беден.

 Исследования по русской устной речи учащихся нашли широкое отражение в методическом наследии. Среди них отметим работы К.Б. Бархина, Ф.И. Буслаева, М.Т. Баранова, А.М. Пешковского, М.А, Рыбниковой, А.В.Текучева, Г.А. Фомичевой, Л.П. Федоренко и др.

  Ключевые идеи формирования речевой компетенции школьников на уроках русского  языка отражены в работах Е.С. Антоновой, Е.В.Архиповой, Е.В. Бунеевой, Г.М.Вонтелевой,  А.Д. Дейкиной,  А.П.Еремеевой,В.И.Капинос, Г.А.Ладыженской, М.Р.Львова, С.И.Львовой, Е.И.Никитиной,Л.А.Ходяковой и др.  

Ученые предполагают, что изучение  лексики  и обучение на уроках по развитию речи будет эффективным при условии, если:

- обеспечить активную познавательную деятельность учащихся с помощью интерактивных средств обучения

- изменить форму предъявления дидактического материала( ориентировав его на интерактивные технологии)

- разработать типологию упражнений, направленную на формирование умений делать самостоятельный выбор лексических средств, самостоятельно приобретать знания в области лексики.

   Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации».Б.Д.Эльконин: «Школа – не место реализации чего-либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа», так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком меняющимся условиям. (И отсюда появился в педагогике термин «компетенция»).

Дж.Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих  адекватную связь с миром». Иначе говоря, это способность к  деятельности. Б.Д.Эльконин : «… надо не говорить слов,  а надо строить ситуацию».

С моей точки зрения,  первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому ставлю задачу нацелить учащихся на  успешное выполнение учебного  задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств», чтобы ему захотелось преодолеть  трудности. На этом этапе можно предложить различные варианты мотивов:

- стремление самостоятельно решать интересные задачи

- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей

- рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для самого  ученика, для других людей.

С первых минут  урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются другие (например, страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д). Роль учителя меняется. Он превращается в организатора и консультанта, не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником.

 Однако,прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизирующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции. Это могут быть задания на сравнение, сопоставление, группировку, нахождение общего и различий, классификация и т.д.  с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока. (В начале урока тему я, как правило, не записываю на доске (оставляю для этого место, а учащиеся - строчку в тетради), а в процессе работы учащиеся сами ее формулируют и  только потом  оформляют запись.

Я предлагаю вариант урока по развитию речи в 6 классе.

 На доске текст (читает ученик)

 Вопросы:

Какие слова вам показались наиболее интересными и актуальными  в наше время?Какие привлекают внимание?

Предполагаемый ответ: дисплей, гаджет, офис, сенсор,юзер, сёрфить, онлайн, девайс, дисплей, дизайн, смартфон     

Назовите слова

  Как вы бы назвали эту группу слов. Придумайте ей определение.

Предполагаемые ответы разные, но из опыта работы (тем более в лицее) кто-нибудь правильно ответит: НЕОЛОГИЗМЫ

Дадим определение . Что такое неологизмы?

 На доске определение  

На какие группы по сфере употребления можно разделить неологизмы?

Учащиеся предлагают  варианты: культура, спорт, работа, технологии, быт

(это один из вариантов классификации)   

Знаете ли вы значение этих слов? (Работа  со словарем, ресурсами Интернета).

Дисплей- монитор

Гаджет- устройство, недавно появившееся на рынке для развлечений, например плейер, смартфон, игровая приставка

Сенсор- датчик

Офис-контора, канцелярия

Юзер- пользователь

Сёрфитьв интернете–« лазить» по интернету,посещение различных сайтов в интернете

Онлайн – находящийся в состоянии подключения, на связи

Девайс- устройство (например планшет, ноутбук, смартфон)

Дисплей - монитор

Дизайн–художественное оформление

Смартфон–мобильный телефон, дополненный функциональностью персонального карманного компьютера

Менеджер –управляющий, продавец

Видео – технология воспроизведения сигналов изображения

Аккумулятор – устройство для накопления энергии с целью его дальнейшего использования

Тренинг – метод активного обучения

Тостер – устройство для быстрого поджаривания тонкого хлеба

Дайвинг – подводное плавание

Байк – велосипед

Провайдер – компания, предоставляющая доступ в интернет

Фитнес– оздоровительная методика, позволяющая поддерживать тело в тонусе

Роуминг – процедура предоставления услуг абоненту вне зоны обслуживания «домашней» сети абонента

Нонсенс–бессмыслица, абсурд

Консенсус – общее согласие при отсутствии возражений

Капча – тест для определения робот или человек для вхождения на какой либо сайт и т.п.

Можно ли подобрать к словам синонимы –эквивалент русских общеупотребительных слов? 

Вывод: можно, но не ко всем.

Как и почему появляются неологизмы в русском языке?

Появление неологизмов вызвано двумя причинами    

Рефлексия

Какое открытие сделал на уроке? Что заинтересовало? Что вызвало затруднения?

Домашнее задание каждый  учитель выбирает сам. Например, составить и записать 5 предложений с неологизмами, лексическое значение записать в тетрадь. Написать сочинение-миниатюру «Неологизмы в нашей речи»

После обсуждения и редактирования записи копируются в опорные схемы. С пятого класса мы ведем «Словарик», на уроке каждый ученик записывает необходимый материал. В течение года я проверяю несколько раз, но оценки не ставлю, а корректирую маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.