Страница Белоножко Людмилы Владимировнывернуться на кафедру
"О школьном музее"
 
Содержание:
1. Музей как фактор сохранения национально-культурных традиций народа

2.Школьный музей как центр патриотического воспитания

3.Формы работы в школьном музее.

 МУЗЕЙ  КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДА

           Музей – один из наиболее фундаментальных институтов современного общества. Как важнейший канал ретроспективной информации он в своеобразной форме отыскивает, сохраняет и экспонирует природное и предметное окружение человека.  Предотвращая утрату реликтов природы и цивилизации, музей обеспечивает связь веков, становится решающим фактором сохранения национально-культурных традиций и наследия  мировых цивилизаций. Понятия «связь времен», «преемственность», «наследие» именно в музее приобретают ту реальность и значимость, которых невозможно достичь в любой другой сфере духовной жизни.

            Музей опирается  только на подлинные памятники материальной и духовной культуры,  и это обеспечивает достоверность и убедительность его экспозиций. Преобразуя документы истории и образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, музеи помогают людям XXI века постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество. В современных условиях, когда общество и в первую очередь его подрастающее поколение нуждаются в обеспечении информационной достоверности, усиливается педагогическая деятельность музеев, превращение его в открытую информационно-педагогическую систему, которая обеспечивает историко-патриотическое и нравственно-эстетическое просвещение разных групп населения, опираясь на первичные источники информации.

            Музейная деятельность во всем своем многообразии основана, прежде всего, на сохранении, изучении  и использовании исторических памятников. Их специфика  заключается в том, что экспонат должен  эмоционально  воздействовать  на зрителя. Музей, хранящий и исследующий памятники природы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства и другие материализованные воплощения духовной и практической деятельности человечества, является образовательной средой, ориентированной на целостное развитие личности.

           Образовательная деятельность музея осуществляется через педагогический процесс, который проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) на основе музейного памятника с привлечением разнообразных текстов, наглядных пособий, аудио-, видео-, и компьютерной техники, а также технологий, позволяющих включить в педагогический  процесс как интеллект, так и эмоции.

           Не случайно музейная педагогика стала реальностью наших дней и отражением представлений о наиболее эффективной организации приобщения личности к культуре средствами музея, суть цивилизованного смысла существования которого – во взаимодействии культуры и образования. Термин «музейная педагогика»  был введен в научный оборот К.Фризенем (Германия) в 1934 году. Отечественное определение термина связано с немецкой традицией, согласно которой музейная педагогика определяется как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии. В широком понимании  музейная педагогика – это наука о воспитании средствами музея.

              Понимание образовательной специфики музея и школы закладывает фундамент их успешного сотрудничества, внутренняя структура которого определяется двумя взаимодействующими блоками:

1. Школа в пространстве музея. Данный блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции) по плану, заданному музеем с учетом тематики школьного образования, или в ходе занятий, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик.

2.  Музейная педагогика в школе.  Данный блок включает в себя лекционную работу в школе, а также ведение музейными сотрудниками факультативных учебных курсов, отражающих специфику конкретного музея.

 

Скачать всю работу
Методические материалы
«Этическое воспитание школьников в образовательном учреждении»
 
Введение
 Сегодня школа ориентирована на возрастание нравственных ценностей в обществе, духовности и культуры. Условия общественной жизни в нашей стране предъявляют повышенные требования к нравственной надежности личности, поэтому мы должны научить учащихся в самых сложных, неожиданных ситуациях принимать оптимально гуманные решения, совершать моральные поступки. В соответствии с этим этическое воспитание школьников становится необычайно актуальным. Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. Этическое воспитание – это пробуждение и укрепление нравственности в подрастающем человеке, это формирование «усилия быть» (М.Мамардашвили), это включение ребенка в поиск «как жить праведно» (В.Соловьев). Этическое воспитание – целенаправленный, содержательно и методически обеспеченный процесс нравственного становления личности. Этот процесс обращен ко всем возрастным категориям школьников, что требует от педагогов соблюдения возрастной адекватности в средствах, методах, приемах воспитательного воздействия (Шемшурина А.И.). Общая цель этического воспитания – воспитание этической культуры, ориентирующее личность на нравственные ценности. Этическая культура человека, по мнению А.И.Шемшуриной - это образ жизни, ориентирующий его сознание, чувства и поведение на нравственные ценности, выработанные опытом всех поколений. Это прежде всего общечеловеческая мораль, простые нормы нравственности, главным содержанием которых является их гуманистическая направленность. Они необходимы в повседневной жизни, предполагают дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому человеку, требуют сострадания и поддержки, сочувствия и помощи слабому. Эти нормы предусматривают проявление в ребенке великодушия, порядочности, благородства и категорически осуждают лживость, предательство, высокомерие, грубость. Именно они и должны лечь в основу формирования личности школьника. Вопросам нравственного становления школьников, расстановке этических акцентов в процессе воспитания, решения проблемы общения и отношений учащихся посвящены работы ученых: Б.В.Бушелевой, Е.В.Бондаревской, Д.М.Гришина; разработаны специализированные этические курсы, уроки человековедения, этики (А.И.Шемшурина, Л.И.Маленкова, Н.Е. Щуркова).