-
"О школьном музее" скачать работу
-
Эстетическое воспитание школьников в образовательном учреждении Скачать всю работу
2.Школьный музей как центр патриотического воспитания
3.Формы работы в школьном музее.
Музей – один из наиболее фундаментальных институтов современного общества. Как важнейший канал ретроспективной информации он в своеобразной форме отыскивает, сохраняет и экспонирует природное и предметное окружение человека. Предотвращая утрату реликтов природы и цивилизации, музей обеспечивает связь веков, становится решающим фактором сохранения национально-культурных традиций и наследия мировых цивилизаций. Понятия «связь времен», «преемственность», «наследие» именно в музее приобретают ту реальность и значимость, которых невозможно достичь в любой другой сфере духовной жизни.
Музей опирается только на подлинные памятники материальной и духовной культуры, и это обеспечивает достоверность и убедительность его экспозиций. Преобразуя документы истории и образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, музеи помогают людям XXI века постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество. В современных условиях, когда общество и в первую очередь его подрастающее поколение нуждаются в обеспечении информационной достоверности, усиливается педагогическая деятельность музеев, превращение его в открытую информационно-педагогическую систему, которая обеспечивает историко-патриотическое и нравственно-эстетическое просвещение разных групп населения, опираясь на первичные источники информации.
Музейная деятельность во всем своем многообразии основана, прежде всего, на сохранении, изучении и использовании исторических памятников. Их специфика заключается в том, что экспонат должен эмоционально воздействовать на зрителя. Музей, хранящий и исследующий памятники природы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства и другие материализованные воплощения духовной и практической деятельности человечества, является образовательной средой, ориентированной на целостное развитие личности.
Образовательная деятельность музея осуществляется через педагогический процесс, который проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) на основе музейного памятника с привлечением разнообразных текстов, наглядных пособий, аудио-, видео-, и компьютерной техники, а также технологий, позволяющих включить в педагогический процесс как интеллект, так и эмоции.
Не случайно музейная педагогика стала реальностью наших дней и отражением представлений о наиболее эффективной организации приобщения личности к культуре средствами музея, суть цивилизованного смысла существования которого – во взаимодействии культуры и образования. Термин «музейная педагогика» был введен в научный оборот К.Фризенем (Германия) в 1934 году. Отечественное определение термина связано с немецкой традицией, согласно которой музейная педагогика определяется как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии. В широком понимании музейная педагогика – это наука о воспитании средствами музея.
Понимание образовательной специфики музея и школы закладывает фундамент их успешного сотрудничества, внутренняя структура которого определяется двумя взаимодействующими блоками:
1. Школа в пространстве музея. Данный блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции) по плану, заданному музеем с учетом тематики школьного образования, или в ходе занятий, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик.
2. Музейная педагогика в школе. Данный блок включает в себя лекционную работу в школе, а также ведение музейными сотрудниками факультативных учебных курсов, отражающих специфику конкретного музея.
«Этическое воспитание школьников в образовательном учреждении»